Внутренняя речь
Страница 2

Мышление и внутренняя речь » Внутренняя речь

Приведенные примеры означают, во-первых, что устная и письменная речь не внешние противоположности, они взаимовоздействуют друг на друга, взаимопроникают. Во-вторых, это означает, что (коренные различия между типичными устно-разговорными текстами и письменными научными связаны не просто с техникой письма и устной звуковой речью, но и с различием функций. Устная разговорная речь служит для общения с собеседником в условиях непосредственного контакта и по преимуществу для сообщения по поводу непосредственно переживаемого. Письменная служит обычно для нужд более отвлеченной мысли.

Большие различия, и притом по своему отношению к мышлению, существуют между внешней устной речью и внутренней, которой мы пользуемся, когда, мысля про себя, мы переводим наши мысли в словесные формулировки. Некоторые психологи выделяют в качестве промежуточной между внутренней и внешней речью, так называемую эгоцентричную речь. Она особенно характерна для детей, когда играющий ребенок разговаривает как бы сам с собой. Иногда при ослабленном самоконтроле эгоцентрическая речь возможна и у взрослых, особенно у пожилых людей. Активность ее возрастает при возникновении каких-либо затруднений в деятельности. Эгоцентрическая речь обслуживает не столько общение, сколько интеллект, она выступает как внешняя по форме и внутренняя по своей функции, по ее психологическому значению.

В качестве внутренней, речь перестает быть средством общения для других, становясь, прежде всего формой внутренней работы мысли. При этом она остается социальной генетически: «внутренняя» речь, несомненно, производна от речи «внешней». Она (внутренняя речь) формируется в онтогенезе (у ребенка), когда ребенок достаточно хорошо овладеет речью внешней в результате перевода, «пересадки» ее вовнутрь – в психику. Происходит это, когда ребенок для планирования своей игровой и иной деятельности использует проговаривание вслух словесного обозначения, выражения собственных действий. Таким образом, развитие внутренней речи начинается с промежуточного, эгоцентричного этапа. При переходе внешней речи во внутреннюю эгоцентрическая речь постепенно исчезает.

Выполняя иную функцию, по сравнению с внешней речью, внутренняя отличается от нее и по своей структуре. Во внутренней речи речевая форма выступает как бы редуцированной: от нее остаются лишь некоторые, самые важные элементы, а все то, что само собой разумеется, не получает речевого оформления.

Страницы: 1 2 

Тренинговые группы
Поведенческая психотерапия активно использует групповые формы работы, различные виды тренингов (социально-психологический тренинг, тренинг профессиональных навыков и пр.), главная цель которых состоит в формировании определенных поведенче ...

Законы и закономерности обучения.
Закономерности - это устойчивые, существенные повторяющиеся в определенных условиях взаимосвязи. Закономерности в образовании определяются как законы при условиях: а) четкое, объективно устанавливается связь в обучении; б) полностью исс ...

Бессознательное в структуре личности.
Наряду с сознанием важную роль в жизни человека играют бессознательные процессы. Точного определения этим процессам в науке не существует. Чтобы дать некое объяснение им скажем, что “бессознательное - это то, что человек не может соотнес ...