Общие выводы о современных направлениях и принципах семейной психотерапииСтраница 1
В этой работе сделана попытка обобщить направления различных направлений семейной психотерапии. Сделаем краткий обзор того, как представители этих школ определяют цели семейной терапии, а также в чем они видят задачи семейного терапевта в процессе ее проведения.
Так, В. Сатир (1992, 1993) видит цель семейной терапии в том, чтобы члены семьи имели свободный выбор разных способов коммуникации, могли двигаться к открытости, естественности и честности в отношениях друг с другом, т. е. двигаться по направлению к гармонизации семейных отношений, которые характеризуют зрелую семью. При этом, главной задачей терапевта является - направлять свои усилия на повышение активности и заинтересованности членов семьи в обучении искреннему и естественному выражению своих чувств.
Р. Бэндлер, Д. Гриндер (1993, 1995) солидарны с В.Сатир и отмечают, что целью семейной терапии должны быть изменения в системе того , как люди в семье передают и получают послания друг друга, т. е. изменения в системе межличностных отношений, ведущие к полностью открытой системе. Они отмечают, что одна из основных целей терапевта в процессе семейной терапии - это приближение, присоединение к клиенту через использование его ведущей репрезентативной системы.
К. Витакер (1997, 1998) определяет цель семейной терапии в помощи семьям достичь более адаптивного уровня существования. При этом все усилия терапевта должны быть направлены на активизацию сил и возможностей семьи для их собственного роста и желания решать свои проблемы.
В.К. Мягер, Т.М. Мишина (1976, 1983) определяют семейную психотерапию как особую форму психотерапии, направленной на изменение межличностных связей; ее цель - устранение эмоциональных нарушений.
Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис (1990, 1999) рассматривают семейную психотерапию как область психотерапии, охватывающей изучение семьи и воздейст вия на нее с целью профилактики психогенных заболевании, а также последующей социально-трудовой реабилитации лиц, выписавшихся из клиник. В соответствии с этим определением в центре внимания семейного психотерапевта находится семья как фактор психической травматизации личности и ее роль в коррекции последствий психической травмы.
А.А. Бодалев и В.В. Столин (1981, 1989) рассматривают семейную психотерапию как систему психологических воздействий на отдельных членов семьи с целью достижения желаемых положительных изменений в их жизни, а так же в общении с детьми. Как мы видим, из представленных точек зрения можно выделить следующее общее положение: любые внутрисемейные нарушения есть результат семейных отношений. Действия семейного терапевта нужно направлять, в первую очередь, на изменение межличностных отношений в семье, а также привитие ребенку и членам его семьи социально приемлемых навыков поведения и способов личностного реагирования.
Представители различных школ семейной терапии, по-своему решают такие вопросы, как:
- Сколь долго необходимо вести терапию?
- Работать сразу со всей семьей или сначала с отдельными ее членами?
- Работать с семьей одному или создавать группы психотерапевтов?
- Как часто устраивать встречи с семьей?
- Как долго проводить каждую из них?
- Придерживаться директивного стиля ведения или, наоборот, предпочесть недирективный?
- Иметь ли подробный, тщательно разработанный план действий или действовать "по обстановке"? и мн.др. Можно отметить различные тенденции в том, как представители различных школ решают все эти вопросы в ходе семейной психотерапии. Карл Витакер (1997) настаивает на том, что работать надо обязательно со всей семьей, с самого начала и до окончания семейной терапии, чтобы избежать "перекоса" в сторону какого-то одного члена семьи. Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис (1990) не исключают возможности проведения индивидуальных встреч с членами семьи в случае необходимости.
Соблюдение таких требований нередко рассматривается как отличительная черта той или иной психотерапевтической школы. Например, для такой известной школы семейной психотерапии, как "стратегическая семейная психотерапия", характерна разработка тщательного и подробного плана работы, предусматривающего многообразное воздействие на семью. Психотерапевты школы Вирджинии Сатир, напротив, предпочитают непрерывно сочетать диагностические и психотерапевтические мероприятия и решительно отказываются от создания каких-либо планов работы с семьей.
По-разному решается вопрос о степени директивности ведения семейной психотерапии. Ряд исследователей, например, С. Минухин, настаивает на директивных методах работы с семьей. Директивная форма занятий, активная роль психотерапевта рассматривается при этом как отличительная черта семейной психотерапии вообще. В то же время существует ряд школ в семейной терапии, где столь же убежденно отстаивают необходимость недирективного ведения семьи. Речь идет о "психотерапии центрированной на клиенте" (К.Роджерс, 1994).
Общая характеристика профессии.
Менеджер но персоналу, или HR-менеджер (от англ. «human resources» — человеческие ресурсы), — профессия сравнительно новая для России. Часть функций, которые выполняет «эйчар» (сленговое название HR-менеджера), перешла к нему от его советс ...
Упражнение 22.
«Высокий стул»
Протагониста сажают на стул, расположенный так, что он или она начинает ощущать себя выше остальных членов группы. Другой вариант: протагониста могут попросить встать на стул, чтобы чувствовать себя более сильным в процессе взаимодействия ...
Адаптация ребенка к школе
Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Отношения со средой здесь совсем иные — не только среда воздействует ...