Законы и закономерности обучения.
Страница 1

Психология » Сознательное и бессознательное » Законы и закономерности обучения.

Закономерности - это устойчивые, существенные повторяющиеся в определенных условиях взаимосвязи. Закономерности в образовании определяются как законы при условиях:

а) четкое, объективно устанавливается связь в обучении;

б) полностью исследованы формы, виды, характер связей;

в) устанавливаются предлог действия этих связей

Законы закономерности в обучении главные компоненты научной теории обучения.

Исторические закономерности в обучении:

а) в первобытном общественном строе накапливались практические знания, опыт по обучению подрастающего поколения; обучение шло через практику (закон)

б) в античном мире – делаются, попытки обобщать практикуобучения. (Платон, Аристотель, Квинтилион) в виде свода рекомендаций. Сократ об учителе - помочь родителям, его мысли в головах учеников.

в) в средние века – развивалась педагогическая мысль в монашеской жизни, в уставах, мистицизме, схолостики. В XIII в педагогика рассматривалась как прикладное естествознанию и подчинялось законам биологии. Я.А. Коменский и Дж. Локк педагогику определили в 3-х понятиях: общественно-историческом, естественно историческом, психологическом

Американский ученый педагог Торндайк вывел 5 основных законов педагогики:

1. закон взаимосвязанности,

2. закон тренировки,

3. закон интенсивности,

4. закон ассимиляции,

5. закон результативности

С.Т. Шацкий вывел следующую закономерность, что ученик в учебе чем больше тратит силы, тем больше он приобретает. Ум и чувства должны быть в лад. Интеллект и социально-эмоциональная сфера должны помогать друг другу.

В настоящее время классификация закономерностей обучения.

В центре учебно-воспитательный процесс на уроке. Его обеспечивают компоненты: дидактический, психологический, кибернетический, организационный, социологический, гносеологический.

Процесс обучения - система компонентов, отражающие разные споры целостного процесса.

Основные понятия: законы и закономерности в обучении, компоненты учебно-воспитательного процесса. История развития закономерностей в обучении.

Межпредметные связи: олигофренопедагогика, дефектология, философия, история.

Важнейшей составной частью дидактики являются принципы обучения. Это основные руководящие положения, отражающие закономерности педагогического процесса и ориентирующие преподавателя на эффективную организацию учебы, оптимальное применение в ней форм, методов и средств обучения слушателей, на целесообразный отбор содержания занятий.

К числу общедидактических принципов обучения относятся следующие:

1. направленность обучения - определяется комплексным решением задач образования, воспитания в духе социалистической сознательности и всестороннего развития личности;

2. тесная связь с жизнью - характеризуется выходом в практику социалистического строительства;

3. систематичность, последовательность, преемственность - обеспечиваются продуманной взаимосвязью и зависимостью учебных предметов, логикой их следования друг за другом и рядом с другими, повышением уровня проблемности в содержании дисциплин по мере продвижения от одной системы обучения к другой, от одного типа учебного заведения к другому;

4. доступность обучения - определяется уровнем познавательных возможностей обучаемых, необходимостью организации процесса учения слушателей в “зоне их ближайшего умственного развития”, когда уровень обучения ощутимо высок, но для обучаемых достижим;

Страницы: 1 2

Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Общее и индивидуальное в психике человека. Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии.
Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми. ...

Психологический контакт
Психологический контакт — это процесс установления и поддержания взаимного тяготения общающихся лиц.[1] Развитие контакта между людьми, как правило, происходит в три стадии: взаимное оценивание, взаимная заинтересованность, обособление в ...

Из истории теории аргументации
Долгое время проблемы аргументации, мастерства убеждения и дискуссии почти совершенно не разрабатывались в нашей логико-методологической, психологической и философской литературе. Этому во многом мешал устоявшийся догматический и коммента ...