Проблема личности в современной буржуазной психологии
Личность стоит в центре внимания современной социологии, психологии, педагогики и этики. Возросший интерес к личности определяется как политическими, так и производственными целями. Значение личности – предпосылка эффективного управления ее деятельностью. В буржуазной психологии бытуют самые разнообразные, нередко противостоящие и противоборствующие концепции личности. Среди них особенно выделяются такие, как биологическая, биосоциальнаяи социальная
. Особенно ярко и четко биологизм выступает в трактовке личности З. Фрейдом. Согласно его учению, личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, постоянно находящаяся в обществе и испытывающая на себе его влияние, но вместе с тем противостоящая ему. Все поведение личности обусловлено биологическими влечениями или инстинктами, в первую очередь сексуальным влечением. Представителей биосоциальной концепции разрывает личности как бы на две половины и считают, что психические процессы человека имеют биологическую природу, в то время как направленность личности определяется социальными явлениями. Такое понимание является ошибочным, так как уже элементарный процесс ощущения осложнен социально детерминированными вкусами и установками человека, зависит от степени развития сенсорики, достигаемой только в труде. Широко распространена в буржуазной психологии социальная концепция личности. В США особенно разрабатывается так называемая теория социализации.Согласно этой теории, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью благодаря воздействию социальных условий жизни. Решающее значение при этом отводится общению, психологическому взаимопониманию, в то время как экономические и психологические отношения людей и их влияние на личность не учитывается. Буржуазные психологии, исследуя поведение человека в группе, объявляют всеобщей закономерностью сознательное или несознательное стремление личности приспособиться к требованиям группы, иными словами, к буржуазным порядкам. В действительности влияние группы, коллектива на личность может иметь различный характер. Это зависит как от особенностей личности, ее идейных позиций, характера, так и особенностей воздействия. Взаимоотношения коллектива и личности в условиях товарищеского сотрудничества и взаимопомощи являются принципиальными, а действие члена коллектива в интересах группы – действием коллективиста по убеждению. Такое действие не имеет никакого отношения к конформному поведению. Другой социально-психологической концепцией служит так называемая теория научения
. Согласно ей, жизнь личности, ее отношения – результат научения, усвоения суммы знаний. Весьма популярна в зарубежной психологии теория ролей
. Она исходит из того, что каждый человек в жизни играет какую-то роль, одному ему предназначению. В зависимости от исполняемой роли определяется характер поведения личности, ее отношений с другими людьми. Исследование роли личности важно как для психологической теории, так и для понимания социальной практики. Однако в буржуазной психологии роль рассматривается только в системе психологических отношений, без учета материальных, политических и идеологических отношений, определяющих как позиции личности, так и ее место в общественной жизни. Каждая из этих теорий объясняет социальное поведение человека, исходя из замкнутых в себе свойств личности или среды. При этом совсем не учитываются объективные общественные условия жизни человека, детерминирующие его поведение. Эти теории, по существу игнорируют действительные закономерности развития общества, социальных групп и личностей. Для разработки теории личности большое значение имели труды русского психолога А.Ф. Лазурского, который впервые в отечественной психологии поставил проблему отношений и довольно четко показал зависимость системы отношений от социальных условий жизни.
Психология масс и анализ человеческого Я по Фрейду. Ле Бон и его характеристика
массовой души.
Массовая психология рассматривает отдельного человека как члена племени, народа, касты, сословия или как составную часть человеческой толпы, в известное время и для определенной цели организующейся в массу. Явления, обнаруживающиеся в эти ...
Почему косвенно предсознательное?
Л.С. Выготский понимал тот факт, что связь отчуждает феноменологический гештальт, тем не менее как только ортодоксальность окончательно возобладает, даже эта маленькая лазейка будет закрыта. Воспитание отчуждает закон, тем не менее как то ...
«Полезное самоуспокоение»
Главный практический вывод, вытекающий из теории Фестингера, состоит в том, что любой психологический элемент субъекта может быть изменен: подвергая сомнению то, что человек думает о самом себе, можно вызвать изменения в его поведении, а ...