Входит ли в компетенцию эксперта-психолога решение следующих проблем:

1. Выработка предложений о мерах наказания с учетом особенностей личности обвиняемого, его нравственного облика.

Ответ: не входит, согласно статье 57 УПК РФ, а также статье 196 УПК РФ судебная экспертиза даже не назначается .

2. Определение способности верно воспринимать имеющие значения для дела обстоятельства и давать о них показания.

Ответ: определение способности верно воспринимать имеющие значения для дела обстоятельства и давать о них показания входит в компетенцию эксперта-психолога. Согласно статье 57 части 3 пункта 4, эксперт вправе: давать заключение в пределах своей компетенции, в том числе по вопросам, хотя и не представленным в постановлении о назначении судебной экспертизы, но имеющим отношение к предмету экспертного исследования. Согласно статье 196 часть 1 пункт 3 назначение судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве. Далее пункт 4 гласит, что назначение судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания.

3. Определение наличия в действиях лица умысла.

Ответ: не входит в компетенцию эксперта-психолога. Умысел, согласно статье 24 части 1 УК РФ есть форма вины. Согласно статье 29 части 1 пункта 1 УПР РФ, только суд правомочен признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание.

4. Определение психопатических состояний: психопатий, психопатологоподобных состояний различной природы, неврозов, легкой степени олигофрении.

Ответ: определение психопатических состояний входит в компетенцию эксперта-психолога. Согласно статье 57 части 3 пункта 4, эксперт, вправе давать заключение в пределах своей компетенции, в том числе по вопросам, хотя и не представленным в постановлении о назначении судебной экспертизы, но имеющим отношение к предмету экспертного исследования. А также согласно статье 196 часть 1 пункт 3 назначение судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве. В пункте 4 части 1 данной статьи говорится о том, что назначение судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания.

5. Определение возможного психологического давления со стороны работников правоохранительных органов на участников уголовного процесса (обвиняемого, потерпевшего и др.) в период расследования преступлений.

Ответ: не входит в компетенцию эксперта-психолога.

6. Определение способностей несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанных с психическими заболеваниями, полностью сознавать себя, давать отчет в своих действиях.

Ответ: определение способностей несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанных с психическими заболеваниями, полностью сознавать себя, давать отчет в своих действиях входит в компетенцию эксперта-психолога. Согласно пункта 4 статьи 196 «Обязательное назначение судебной экспертизы», назначение судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания.

Влияние воображения и творчества на развитие познавательных процессов
Воображение и творчество, как психические процессы, не просто участвуют в познавательной деятельности и развиваются в ней, но и сами представляют особые виды деятельности. Влияние воображения и творчества на развитие познавательных проце ...

Практическое применение проективного метода психодиагностики мотивов
На практике была использована методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса. Испытуемый К. набрал 21 балл (бланк ответов – в приложении 1). Согласно интерпретации результатов выявлен очень высокий уровень мотивации к достиж ...

Строение сенсорных систем
И.П. Павлов считал анализатором совокупность рецепторов (периферический отдел анализатора), путей проведения возбуждения (проводниковый отдел), а также нейронов, анализирующих раздражитель в коре мозга (центральный отдел анализатора). Ос ...