Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Но, пожалуй, особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи. Большинство исследований посвящено анализу экономических, социальных, педагогических аспектов жизнедеятельности семьи. Литература по психологии брака чаще всего лишь дополняет информацию об этих сторонах семейной жизни, либо в ней рассматриваются различные виды оказания психологической и психотерапевтической помощи семье. В этой книге изложены вопросы, связанные с характеристикой основных функций, структуры и типологии семей, рассмотрены психологические особенности современной российской семьи.

Как известно, первые пять лет супружеской жизни наиболее трудные, в эти годы семейное счастье хрупко. Многие ошибки, которые совершаются молодыми людьми еще до вступления в брак, а затем тиражируются в процессе совместной жизни, в значительной мере обусловлены незнанием основных проблем семейной жизни. Отсюда — психологическая неподготовленность к их обсуждению и конструктивному разрешению. Этому вопросу в книге уделено особое внимание.

Как адаптироваться молодым супругам к условиям совместной жизни, организации семейного быта и семейной экономики, распределения семейных ролей? Как решить проблему взаимоотношений молодоженов с родительскими семьями? Как освоить новые роли отца и матери? Этому посвящены специальные разделы книги.

Существуют объективные психологические проблемы семьи, которые не зависят от индивидуальных особенностей мужа и жены, однако оказывают существенное влияние на семейную атмосферу. Молодым супругам удалось бы избежать многих «сюрпризов» в начальный период становления семьи, если бы они знали об этих проблемах и были психологически готовы их принять, чтобы избежать нежелательной деструкции в семейных отношениях.

С самых первых шагов супружеской жизни следует помнить, что разный подход к решению жизненных проблем — это не повод для создания конфликтных ситуаций. Если же конфликт все-таки назрел, необходимо, не усугубляя ссору, без лишних эмоций разрешать его.

Молодая семья — это особое состояние двух душ, когда верится, что завтра будет лучше, чем сегодня, все трудности легко преодолимы, а счастье — навеки. Этого и хочется пожелать своим читателям в супружеской жизни. Пусть им удастся успешно справиться со всеми жизненными проблемами и определить правильные пути к разрешению недоразумений в своей семье. Возможно, книга хоть в некоторой степени поможет найти ответы на трудные психологические вопросы о том, как сделать семью устойчивой. Особенно это касается тех, кто познал горечь супружеских измен, опрометчиво принял решение расстаться со своим брачным партнером, забывая о том, что есть еще дети, которые не виноваты в увлечениях и разочарованиях своих родителей. И если все-таки единственным выходом из создавшейся кризисной ситуации в семье является развод, помните, что второй раз вступить в брак гораздо труднее (особенно женщине). Кроме того, в повторном браке есть свои сложности, которые связаны с налаживанием отношений не только в супружеской подструктуре, но и в установлении взаимоотношений с детьми своего избранника от первого брака.

Следует запомнить одну мудрую мысль А. Моруа: «Удачный брак — это строение, которое всегда нужно реконструировать». Счастливая семья — это усилия и еще раз усилия, неустанная работа души и ума, которые необходимо прилагать обоим супругам постоянно, не забывая ни на минуту о том, что вознаграждением за них будут эмоциональное тепло, поддержка, забота и взаимопонимание в семье.

Методика исследования
Методика 1. «Кубик Рубика» Эта методика предназначена для диагностики уровня развития наглядно-действенного мышления. Пользуясь известным кубиком Рубика, ребенку задают разные по степени сложности практические задачи на работу с ним и п ...

Соотношение мышления и речи
Для Шлейхера язык есть "мышление, выраженное звуками", "язык есть звуковое выражение мысли, проявляющийся в звуках процесс мышления", "язык имеет своей задачей создать звуковой образ представлений, понятий, и суще ...

Экспериментальное исследование уровня развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников
Диагностика, как специфический вид педагогической деятельности. выступает непременным условием эффективности воспитательного процесса. Это настоящее искусство – найти в ученике то, что скрыто от других. С помощью диагностических методик у ...