Объективные тесты
Объективные тесты – методики, предназначенные для измерения результативности и способа (особенностей) выполнения заданий, тесты, в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение поставленных задач [5, с.17]. Существует достаточно много разновидностей объективных методик, которые объединяют в несколько групп:
I. Тесты личности (особенности интеллекта):
а) тесты действия (целевые личностные тесты):
· тесты структуры интеллекта Р. Амтхауэра (методика исследования особенностей мышления);
· прогрессивные матрицы Дж. Равена;
· тесты Выготского-Сахарова (формирование понятий у детей и взрослых);
· шкала памяти Векслера;
· тесты памяти Мейли (зрительная, слуховая память);
· шкала оценки Н.И. Озерецкого (оценка двигательных умений и отдельных компонентов моторики);
· тест "Спираль" (оценка двигательных функций);
· количественные отношения (логико-математические способности);
· установление закономерностей (внимание, память, логическое мышление);
· тест "Узоры" (воображение);
· тест "Фигуры" (образная память);
· красно-чёрные таблицы (переключение внимания);
· тест "Сенсорно-моторная координация";
б) тесты ситуационные (принятие решения в ситуации):
тест "Информационный поиск" (кратковременная память, внимание);
· тест "Умозаключения" (оценка логического мышления);
· тест "Компасы" (пространственное воображение);
· метод последовательной динамической оценки (Б.Я. Шведин);
· методика "Дилемма выбора" (описание двенадцати житейских ситуаций: выбор стратегии поведения – прогноз стиля принятия решений) (Н. Коган, М. Уоллэлч);
· II. Тесты интеллекта (уровень развития интеллекта):
а) тесты способностей:
· шкала измерения интеллекта Д. Векслера;
· тест возрастающей трудности (оценка уровня интеллекта – модель теста Равена) (К. Поляков, А. Глушко);
· тест культурно-свободного интеллекта (Р. Кеттелл);
· шкала умственного развития Станфорд-Бине (Л.М. Термен);
· батарея тестов общих способностей (оценка интеллекта при ориентации на профессиональные критерии);
б) тесты достижений:
· тест "Арифметический счёт" (арифметические способности);
· тест "Шкалы приборов" (ориентация в показаниях приборов);
· тест "Координаты" (профессиональные способности);
в) критериально-ориентировочные тесты:
· тест изучения интеллектуальных способностей (четыре субтеста: "Анализ рельефа местности", "Анализ эмоционального состояния по мимике лица", "Анализ газетных политических текстов", "Овладение порядком и правилами отдачи приказаний") (И.Д. Жильников);
· тест "Определение способностей к обучению" (И.Н. Носс);
· тест "Адекватной характеристики объекта" (И.Н. Носс) [4, с.18].
Объективные тесты обладают невысокой степенью валидности и их однозначность оставляет желать лучшего: они связаны с сиюминутным физическим состоянием организма, а не только с психологическими процессами, поэтом не вполне однозначны, и не являются точными мерами силы отражаемого в них свойства. Однако объективные методики, опирающиеся не на словесные ответы, самохарактеристики или самооценки, а на независимые от сознания человека непроизвольные действия, реакции и продукты его деятельности, имеют и преимущество: они позволяют избежать субъективности и в этом отношении достаточно надёжны.
Третий тип поведения
Другое, ещё более глубокое соображение, которое требует дальнейшего обсуждения экспериментов по конформизму, заключается в том, что сама модель возможных вариантов поведения, принимаемая Ашем, весьма упрощена, так как в ней фигурируют лиш ...
Психические процессы, свойства и состояния в структуре личности
Психические процессы
– динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы обеспечивают связь личности с действительностью. Через них формируются свойства личности. Образовавшиеся свойства ...
Восприятие пространства и времени
Восприятие пространства и времени - это сложные виды перцептивной деятельности, которые формируются в практической деятельности благодаря согласованному действию всех анализаторов. Отдельного органа для восприятия пространства и времени у ...